07.03.2021
Малый бизнес, основанный на изготовлении и реализации пищевых продуктов – перспективное и выгодное направление деятельности. В пользу сохранения тенденции его активного развития говорят ряд объективных факторов:
- вкусная еда по доступной цене нужна всем и всегда, во все времена. Если производителей пищевых продуктов будет много, между ними возникнет здоровая конкуренция, позволяющая установить нормальный уровень цен и конкурировать в качестве;
- поскольку это производственный бизнес, предприниматели могут рассчитывать на преференции и поддержку со стороны федеральной и региональной власти, стать участниками проводимых в рамках поддержки предпринимательства программ. Например, получить доступный кредит, субсидию, гарантии под расширение производства, выиграть тендеры на поставку продукции;
- практически отсутствуют проблемы со сбытом;
- высокая рентабельность в отрасли;
- возможность пройти эффективное обучение, повысить квалификацию, узнать о существующих современных технологиях и адаптировать их под собственную идею.
Такой бизнес, в отличие от промышленного производства, сельского хозяйства, не требует приобретения или аренды дорогостоящих земельных участков и помещений под организацию.
Наиболее дорогим в пищевом производстве малого бизнеса является специализированное оборудование.
Регулярно проводимые выставки и выставки-продажи такой техники позволяют убедиться, что рынок оборудования для пищевой промышленности развивается довольно динамично. Но поскольку производителей линий, механизмов, агрегатов и инвентаря для пищепрома немало, покупатели всегда могут найти для себя оптимальный вариант, как по бюджету, так и по функционалу.
Классификация пищевого оборудования
Как правило, оборудование для малого бизнеса в этой сфере производители делят на две большие подкатегории:
- Для непосредственно изготовления продуктов питания и полуфабрикатов.
- Для сферы фаст-фуда, сочетающей в себе модель производственной компании и услуги.
Линейка образцов первой подкатегории включает:
- мини-заводы (по изготовлению молока, мясных полуфабрикатов и т. п.). Это автоматы, фаршемесы, большие холодильные комплексы и целые поточные линии. Например, по производству пельменей от отечественного бренда ДиПиПром. Стоит такой готовый завод от 1 000 000 рублей, требует площади от 45 м2 и найма персонала для его обслуживания, минимум 3 человека. Производительность – 700 кг/смена;
- производственные линии, например, по изготовлению макарон от компании Макиз-Урал, по цене от 1 000 000 рублей, украинская линия «Бид», от 2 000 000 руб.;
- техника для обслуживания кондитерских цехов: печи, тестомесильные машины, формующие агрегаты, холодильники. Разброс цен здесь достаточно широк, зависит от страны-изготовителя, мощности, профессиональном классе прибора и иных значимых величин. Так, тестомес южнокорейского бренда ERGO достаточной для производственных целей мощности обойдется в 30 000 р., а планетарный кондитерский миксер от МВУ с широким комплектом возможностей – минимум 150 000 р.;
- агрегаты по изготовлению мороженого, фруктового льда – морозильные лари, установки, различных модификаций и мощности для начинающих бизнесменов и активно развивающихся компаний – от 50 000 р.
Фаст-фуд, как правило, предполагает недорогие, мобильные и требующие минимум мощности и площади под установку, агрегаты, рассчитанные на экспресс-режим, высокую загрузку и непрерывную длительную работу. Основными типами деятельности и техникой для них признаны:
- грили, электрические, карусельные, шампурные, тонары и торговые киоски, диапазоном стоимости от 30 000 руб. (Sikom МК-3.0, Россия) до целых предприятий на колесах, от полумиллиона (ООО «Эмель») и дороже;
- устройства для приготовления популярных сегодня карамельных яблок, карамелизаторы, тележки, готовые комплексы, от 20 000 RUB (йошкар-олинский Профмаркет);
- фреш-бары – миксеры, блендеры, холодильные витрины, шкафы, соковыжималки. Отдельные элементы, необходимые для производства продукции по технологии можно приобрести по доступным ценам у крупнейшего отечественного изготовителя Polair (от 20 000 р.) или остановить свой выбор на готовом производстве, предлагаемом московской фирмой «Джусмастер» – от 200 000 р., или более дорогими западными аналогами;
- устройства для функционирования суши-баров: рисоварки, машины, холодильники, прессы или прицепы-комплексы. Цена мобильного суши-бара от компании «Купава» – от полумиллиона рублей.
Основные виды пищевого оборудования для малого бизнеса
Вне зависимости от типа и технологии бизнеса, основными видами закупаемого оборудования будут:
- Технологическое, основная задача которого – предварительная подготовка сырья, полуфабрикатов, заготовок для блюд и продукции.
- Тепловое, предполагающее обработку и доведения продукции до готовности.
- Холодильное для доведения до готового состояния или подготовки для транспортировки, продажи охлажденных и замороженных продуктов.
- Упаковочное, для обеспечения дозировки, санитарно-гигиенического состояния, оптимальной сохранности продукции.
Последнее представлено машинами разнообразного типа и цикла работы. Это клипсаторы, фасовочно-упаковочные машины, закрыватели крышек, укупорочная техника, вакуумизаторы, датеры, запайщики пакетов. Если еще несколько лет назад практически вся упаковка производилась на линиях западных компаний или китайских агрегатах, сегодня в лидерах – отечественные машины и оборудование. Это фирмы «Русская Трапеза», «Планета – НМЗ», «Tauras-Fenix», «Промбиофит», «Термопак».
Хорошо зарекомендовало себя эффективное, надежное и недорогое белорусское оборудование: Гомельский завод станочных узлов, минский «Оптрон» (линии по упаковке молока, жидких, сыпучих продуктов).
Продукция этих компаний существенно (иногда – в разы) дешевле современных западных аналогов, при высоких результативных и качественных характеристиках, надежности, функциональности, простом и недорогом ремонте.