04.11.2023
Изготовление продуктов питания, деликатесов и подарков – перспективные бизнес идеи, которые успешно работают во многих странах мира. Одной из самых популярных признано производство шоколада как малый бизнес.
Организация и расходы на шоколадное производство
Как любой производственный бизнес, изготовление шоколада и изделий из него потребует существенных инвестиций. По мнению экспертов, величина стартовых вложений зависит от типа организации технологического процесса: ручного или автоматизированного, машинного.
Автоматизированная линия
Наиболее распространенный конвейерный агрегат, реализуемый известными поставщиками этой линии, предлагается производственной компанией Shell. Оборудование формирует единый поток процессов: металлические штаммы создают шоколадную оболочку продукта, затем позволяет получать разнообразные по форме и величине фигуры и плитки. Стоимость автомата – не менее 4 миллионов рублей.
Ручная линия
Потребует меньше вложений. Но подбирать машины надо будет самостоятельно, учитывая преимущества и особенности работы, возможности сочетания технологий каждой из них в рамках единого процесса. Понадобится:
- машина для плавления шоколадной массы. Стоимость такого аппарата минимальная – 300 000 р.;
- холодильники для застывания готовых изделий – от 100 000 р.;
- инвентарь и вспомогательные инструменты – скребки, формы, лопатки – от 50 000 р.;
- измерительные и контрольные приборы – от 10 000 р.
Итого ручная методика на стартовом этапе израсходует порядка 500 000 руб. вложений.
Но если для обслуживания автоматики достаточно одного сотрудника, то неавтоматизированная фабрика – это дополнительные расходы на оплату труда, обучение работников, отчисления с их ФОТ.
Минимум рабочих в небольшом цехе – 5 человек, плюс технолог, контролирующий работу и проверяющий качество готового продукта.
Общие затраты
Вне зависимости от технологических особенностей и методики процесса, необходимо помещение, где будет осуществляться производство шоколада. По закону, его минимальная площадь – 40 м2.
Но это далеко не единственные законодательные требования к помещениям, в которых изготавливаются продукты питания. Наиболее жесткие условия и контроль – со стороны Роспотребнадзора:
- Обязательное горячее и холодное водоснабжение.
- Системы отопления, вентиляции, удовлетворяющие САНПИНу.
- До полутора метров от пола стена должна быть облицована легко моющейся керамической плиткой, выше, до потолка – окрашена краской, не содержащей в составе токсичных элементов.
- Помещение не должно быть жилым, если организовано в нижних этажах жилых домов, такие территории должны быть в обязательном порядке выведены из состава жилфонда, о чем владелец обязан получить соответствующую справку.
Где и какое сырье приобретать
Почти все (более 90%) шоколадных фабрик используют в качестве сырья уже готовую шоколадную массу. Поскольку самостоятельно изготовить подходящий по всем параметрам продукт – дорого и требует наличия в штате высококвалифицированного технолога-шоколатье. Наиболее известным поставщиком готового сырья – таблетированной массы, признан бельгийский бренд «Belcolade». Он идеально плавится, формуется, имеет отличные вкусовые характеристики.
Иные варианты организации шоколадного производства
Существует несколько разновидностей мощностей и технологий такого вида бизнеса. У каждого из них свои преимущества, сложности и перспективы:
Мини-завод с полным циклом технологического процесса
Если высокие, от нескольких миллионов, стартовые вложения не пугают, можно попробовать конкурировать с мировыми поставщиками этого изысканного лакомства, деликатеса. Но надо быть готовым к жесткой конкуренции, поскольку большинство известных производителей знакомы потребителю уже более сотни лет.
Если найден профессиональный шоколатье, и есть от 5 000 000 руб. на стартовые инвестиции, можно создать свой мини-завод.В этом случае, закупать придется (приведены цены в RUB):
- Шаровую мельницу – 1 000 000.
- Растопочная емкость для соединения, начального плавления компонентов – 100 000.
- Конш, обеспечивающий однородность, пластичность массы-полуфабриката – 500 000.
- Агрегат для темперирования – 1 000 000.
- Тоннели холодильные – 2 000 000.
- Вспомогательные агрегаты и конструкции – термостаты, лабораторные аналитические станции для оценки готовой продукции, изложницы и конвейеры – от 500 000.
Сырье следует приобретать только самого высокого качества. Чем больше в продукте доли натуральных ингредиентов, тем выше вкусовые качества и спрос.
Основными компонентами товара являются:
- шоколадная масса (это тертое какао, ни в коем случае, не шлак и не порошок, в котором очень мало вкусоароматических составляющих);
- масло какао;
- сахар (пудра сахарная);
- эмульгаторы, лучший – натуральный лецитин;
- ароматизаторы. По традиционной рецептуре допускается исключительно натуральная ваниль.
Для изготовления молочных, сливочных сортов добавляется сухое натуральное молоко, сливки. Если рецепт подразумевает растительные добавки – вводятся сухофрукты, орехи, ягоды, травы и специи.
Средняя себестоимость одного килограмма массы готового шоколада – порядка 1000 RUB. Если цена плитки (100 граммов) будет равна 160 рублей, простые расчеты показывают нам рентабельность этого бизнеса – 200%. Но в условиях сложившихся заводов-производителей она еще выше – порядка 400-500 процентов.
Единственная возможность конкурировать с гигантами в отрасли – добиваться отличных вкусовых свойств, разнообразить выпуск – по рецептуре, форме, упаковке. В заводских сортах сегодня все чаще дорогое какао-масло заменяется дешевым пальмовым, а также применяются вкусовые и ароматические добавки, консерванты. Поэтому, вкус у такой плитки (или фигурки) хуже, чем у созданного в условиях мини-завода натурального продукта.
Другой важный момент – это упаковка. В целях роста конкурентоспособности продукции следует разработать собственный оригинальный дизайн. Как показывает практика, покупателей привлекают аналоги старинной упаковки кондитерских изделий. Можно поискать фото и изображения старинных коробок, оберток или воссоздать тематику праздничных открыток начала века. Изображения детей, животных, веселых забавных сюжетов – неплохие идеи для оформления и дизайна. Разработчики рекомендуют использовать приглушенные, размытые цвета, избегая «кислотных оттенков». Внутренний слой – фольга, способствующая лучшему хранению шоколада, может быть любых интересных цветов. Особенно оригинально и «вкусно» выглядит тонкая золотистая алюминиевая прослойка.
Франшиза шоколада
Франчайзинг как малый бизнес в сфере шоколадного производства – тоже неплохая идея, особенно для начинающих. Внимание здесь стоит обращать на специфику предложения и спроса региона.
Если собственных кондитерских фабрик, специализирующихся на изготовлении шоколада и конфет в своей и ближайшей областях нет, а ассортимент продукции, представленный на полках магазинов, скуден и однообразен, франшиза в этой области производства будет актуальна и рентабельна. Минимальная стоимость такого проекта – от 2 000 000 руб., при этом, франчайзи берет на себя практически все расходы и юридическое урегулирование моментов открытия и развития точки. Предполагаемая рентабельность – 100%, окупаемость – 9-12 месяцев.
Магазин шоколада
Шоколадный бутик, музей шоколада и иные формы организации технологического процесса, при которых реализация продукции является единым процессом с его изготовлением и осуществляется прямо на месте. Хотя бытовое оборудование стоит не дорого, а сырьем служит готовая масса, чтобы этот бизнес был выгодным, готовый товар не должен стоить менее 200 рублей за сто граммов. Следовательно, перед тем, как решиться вложиться в дело, необходимо просчитать и проанализировать платежеспособный спрос, доходы и потребности населения.