16.06.2021
Многие опытные бизнесмены считают, что лучше начинать прибыльное дело в больших городах. В менее крупных населенных пунктах возможности для развития собственного предприятия снижаются, а сельскую местность можно даже не рассматривать. Но многие начинающие предприниматели не спешат покидать родные места и задумываются о том, как открыть бизнес в деревне.
Как выбрать рентабельный бизнес в деревне
Перед тем как открыть свое дело, нужно определиться с видом бизнеса. Выбор будет зависеть от следующих факторов:
- размер деревни;
- демографический состав — имеет большое значение, остались ли в селе молодые люди;
- насколько далеко располагается деревня от крупных городов;
- транспортная инфраструктура;
- природная зона, климатические условия;
- ценность с точки зрения туризма.
Хороший способ начать прибыльный бизнес — занять свободную нишу. Рынок в сельской местности редко бывает насыщен, уровень конкуренции во многих сегментах стремится к нулю. Достаточно определить, что было бы востребовано у жителей данной деревни, а затем проанализировать возможности и риски бизнес-проекта. Однако даже если в селе остались рабочие места, уровень жизни таков, что люди не могут позволить себе дорогие товары и услуги.
На практике это означает, что начинающему предпринимателю не стоит открывать ночной клуб в деревне, где не осталось молодежи, или поставлять в местный продуктовый магазин элитный алкоголь. Зато может быть выгодной торговля недорогими промтоварами. Естественно реализовывать продукцию своего фермерского хозяйства в первую очередь на местном рынке, а уже затем налаживать сбыт в удаленные рестораны и супермаркеты.
Важно! Многие виды предпринимательства, связанного с сельским хозяйством, окупаются в течение нескольких лет и не отличаются высокой маржинальностью.
Успех будущего дела зависит от выбранной ниши, востребованности товаров или услуг, технологичности бизнеса, наличия выгодных стартовых условий (помещений, площадей, техники, рабочих рук) и финансовых возможностей.
Этапы открытия бизнеса в деревне
Этапы | Действия |
---|---|
Первый | Анализ спроса на товары и услуги в вашей деревне, соседних селах и близлежащих крупных районных центрах и городах, наличие каналов сбыта. |
Второй | Оценка собственных ресурсов и возможностей данной местности, способности инвестировать, привлечь заемные средства, получить государственную поддержку или начинать бизнес с нуля. |
Третий | Сравнение наиболее перспективных и выгодных проектов, определение показателей доходности и окупаемости в первом приближении. Выбор в пользу самого рентабельного дела. |
Четвертый | Составление детального бизнес-плана. |
Пятый | Регистрация юридического лица. |
Шестой | Приобретение всего необходимого — оборудования, транспорта, продукции. |
Седьмой | Наем работников. |
Восьмой | Запуск. |
На практике содержание каждого этапа зависит от конкретного вида бизнеса. Например, вы решили заняться разведением крупного рогатого скота. Пошаговая инструкция по открытию фермы будет выглядеть так:
- Оценка перспективы открыть бизнес в деревне.
- Определение местоположения хозяйства.
- Анализ каналов сбыта готовой продукции — молока и мяса.
- Открытие ИП или крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ).
- Регистрация в налоговой инспекции.
- Привлечение капитала — государственная субсидия, банковский кредит или частные инвестиции.
- Договор аренды на землю или приобретение в собственность.
- Возведение коровника.
- Дезинфекционные мероприятия.
- Получение оборудования и сельскохозяйственной техники — приобретение, аренда или лизинг.
- Покупка животных.
- Приобретение кормов для скота.
- Привлечение ветеринарного врача для осмотра, профилактики и лечения КРС.
- Набор работников на ферму, их оформление.
- Определение каналов сбыта, предварительные переговоры.
- Начало работы.
Юридическое оформление деятельности
Производить, перерабатывать и реализовывать сельхозпродукцию разрешено любым юридическим лицам — индивидуальным предпринимателям или организациям. Кроме того, в этом секторе экономики предусмотрены специальные формы хозяйствования, которые получают государственную поддержку, налоговые преимущества и кредиты на выгодных условиях. Чтобы выбрать форму юридического лица для занятия бизнесом в деревне, нужно определить способ организации крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) и порядок уплаты налогов, изучить содержание программ государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.
Существуют три вида фермерских хозяйств:
- ИП, он же глава КФХ;
- КФХ без образования юридического лица — отличается от ИП оплатой страховых взносов за каждого участника КФХ;
- КФХ как юр. лицо.
Агропромышленное предприятие, в том числе КФХ, имеет право перейти на единый сельхозналог (ЕСХН). Он составляет 6% от прибыли, при этом в состав расходов разрешено вносить убытки от гибели урожая. Такие предприятия не платят НДФЛ, НДС и налог на имущество. КФХ не обязано применять ЕСХН и имеет право платить по общей или упрощенной схеме налогообложения. В случае с отчислениями в фонды сельхозпроизводители льгот не имеют. Зато по специальной госпрограмме, действующей до 2020 года, вправе рассчитывать на субсидию до 1-4 млн. рублей
Например, при открытии фермы по разведению КРС, предприниматель получает однократно от государства 60.000 плюс столько же за каждого принятого на работу сотрудника. Дотация адресована малому предприятию по разведению КРС. Достаточно предъявить бизнес-план и помещение для содержания скота. Дополнительно предприниматель вправе претендовать на грант на поддержку фермерства до 1.500.000 руб.
Разрешительные документы
Сельскохозяйственная деятельность не лицензируется. В зависимости от бизнеса может потребоваться оформление различных заключений и справок. Например, если открыть пасеку, требуется паспорт, выдаваемый ветеринарной службой. Для продажи меда также необходим документ — сертификат соответствия.
Главные сложности при открытии и ведении бизнеса в деревне
Фермерство требует серьезных инвестиций и долго окупается. Например, при разведении коз вложения окупаются через 12 лет, а для получения нормальной прибыли требуется 1000 голов (стоимость одной козы порядка 30.000). Инвесторы не могут столько ждать, кредиты на такой срок получить практически невозможно. В качестве альтернативы можно попробовать прибегнуть к краудфандингу.
Получение субсидий от государства требует работы целой команды — юрист, экономист, бухгалтер и т.д. Они собирают пакет документов, но этого мало — надо заранее побеспокоиться о включении в программу. Приходится следить за последними изменениями в госпрограммах, ходить на прием к чиновникам и договариваться. Многие фермеры боятся даже начинать.
Важно! Чтобы поставлять сельхозпродукцию в магазины, нужно соблюсти требования суровых санитарных норм для производства и получить множество разрешений.
Самые выгодные направления деревенского бизнеса
Если у деревни есть особая история, можно попробовать развивать сферу туризма. Насколько дело окажется рентабельным, зависит от привлекательности данной местности для приезжих. Для туристического бизнеса актуально несколько направлений: развитие инфраструктуры, производство товаров народных промыслов, строительство турбаз, гостиниц, а также и сельхозпроизводство, чтобы продавать фермерскую продукцию гостям деревни.
Если рядом с деревней проходит крупная автотрасса, выгодным проектом станет открытие автосервиса с кафе и мини-маркетом сезонных продуктов — фруктов-овощей, грибов и ягод.
Производство хамона, пармезана и т.п. — бизнес-проекты, которые соответствуют условиям программы импортозамещения, при открытии дела предприниматель получает налоговые льготы.
Чтобы понять, готовы ли вы стать фермером, и одновременно оценить каналы сбыта, стоит для начала купить нескольких сельскохозяйственных животных. Сверхприбыльным этот бизнес не назовешь, но проект окажется рентабельным. Выгодным вариантом выглядит разведение неприхотливых и относительно недорогих коз для получения молока, которое пользуется спросом и продается не в каждом магазине.
Выгодный бизнес можно открыть и в деревне. В сельской местности рентабельнее организовать производство продуктов питания, поскольку аренда и работники выйдут дешевле, а поставщики сырья находятся неподалеку. Важно определиться с потребителями продукции, их запросами и возможностями. На удовлетворении потребностей жителей деревни много не заработать, поэтому следует рассмотреть вариант масштабирования бизнеса или обеспечивать спросы городского населения.