25.10.2023
Несмотря на привлекательность реализации бизнес плана в сфере общественного питания, многие предприниматели, не обладающие большим стартовым капиталом, отказываются от нее, хотя и отмечают основные составляющие успеха этой деятельности: высокую рентабельность и наличие стабильного спроса. Но некоторые предприятия общепита можно открыть и без серьезных первоначальных вложений. В их числе – популярные, завоевывающие все большее число поклонников кофейни.Кофейня сегодня – не просто заведение, где можно насладиться вкусом любимого напитка. Это – традиционное заведение для дружеского общения, оперативного решения бизнес-задач, подписания договоров. Не обязывающий ассортимент, доступность средней цены чека и приветливая атмосфера – вот то, что ищут и находят посетители кофеен.
Как купить готовый бизнес – кофейню?
Первое, на что обращают внимание начинающие предприниматели – франшиза раскрученных брендов заведений этого формата: «Шоколадница», «Кофе Хауз». Купить готовый бизнес по франшизе стоит только в том случае, если в населенном пункте, где планируется его открытие, таких заведений либо совсем нет, либо – минимальное число. Иначе затраты на покупку франшизы и роялти могут просто не окупиться.
Если есть 4-6 месяцев времени на самостоятельное оформление всех разрешительных документов (а их немало, поскольку кофейня – предприятие общественного питания, пусть и с ограниченным ассортиментом, и многочисленные проверки и разрешения от МЧС, Роспотребнадзора, иных контролирующих организаций здесь обязательны), можно открыть кофейню «с нуля» самостоятельно. Если в ассортименте кофейни планируется использовать алкогольные напитки, нужна дополнительно лицензия на торговлю алкоголем.
Для тех, кто не хочет тратить время на формальности можно посоветовать купить готовый бизнес на ресурсах, которые занимаются созданием готового дела под ключ. Такая продажа позволит начать работать практически сразу, как только будет оформлена сделка.
Важно! Стоит учесть один важный нюанс: согласно наблюдениям, больше всего посетителей кофеен (на 40% больше, чем в другие периоды) – ранней весной и начиная с осени и до середины зимы. Планируя открыть кофейню, не следует упускать этот важный маркетинговый момент, позволяющий обеспечить приток клиентов.
Юридическое оформление готового бизнеса
Достаточно зарегистрироваться как ИП или ООО и выбрать оптимальный налоговый режим (ЕНВД – если в регионе предусмотрена вмененная система для УСН по ставке 15%, если ЕНВД не предусмотрена).
Формат заведения
Традиционная кофейня предлагает наличие в ассортименте разнообразных сортов кофе, чая и кондитерские изделия, гармонирующие, подчеркивающие вкус напитков. Но в нашей стране прижились и другие форматы организации кофеен. Так называемый «русский формат» — наряду с кофе заведение реализует салаты, обеды, горячие блюда. Это не является кофейней в ее классическом варианте, но такое заведение получило широкое распространение. На его открытие требуется больший капитал, чем на организацию традиционной кофейни.В больших городах, на экскурсионных маршрутах не менее популярны кофейни в стиле «фаст фуда». Это не новое изобретение, такая форма давно практикуется, например, в США. Ярким примером кофейни-фастфуда является популярная сеть «Старбакс». Одноразовая посуда, самообслуживание и возможность покупки напитков на вынос оценили деловые люди и вечно спешащие студенты, мамы с детьми.
Расчеты расходной части бизнес плана
Для открытия небольшого заведения на 50 посадочных мест необходимо:
- Аренда помещения – от 100 м2 – зал для обслуживания посетителей и 20 м2 – непосредственно кухня, рабочее место бариста. Цены – от 100-150 тысяч рублей.
- Оборудование. Кофемашина, два холодильника, миксер, кофемолка – отдельная на каждый сорт кофе, чтобы не смешивались ароматы и оттенки – от 6 штук, морозилка, микроволновая печь или жарочный шкаф, витрины, мебель, мойка, барная стойка – от 300 тысяч рублей. Можно взять в аренду хорошее оборудование от европейских поставщиков, цена аренды – от 100 тысяч рублей в месяц.
- Закупка кофе, полуфабрикатов, кондитерских изделий – от 200 тысяч рублей первоначально. Следует ориентироваться на популярные сорта кофе и минимальный ассортимент: эспрессо, капучино, латте, глясе и т. п. Также следует закупить чай, поскольку не все посетители кофеен предпочитают кофе.
- Зарплата персонала. Главное – умелый, творческий и тонко чувствующий кофе бариста. Это – залог успеха заведения. Экономить на оплате труда такого специалиста не стоит. Необходимо пригласить как минимум двух профессионалов, вкладывать в их обучение, посещении курсов, совершенствование мастерства. Официанты, кассиры, обслуживающий персонал можно набрать из числа студентов и оплачивать труд от выручки. Минимальные расходы на зарплату – от 150 тысяч рублей.
Итого вложений первоначально – минимум 600 тысяч рублей.
Важно! Учитывая высокую рентабельность продаж в кофейне – порядка 500-800 процентов, можно прогнозировать окупаемость бизнеса в течение полутора-двух лет.
Интересный акцент: хотя кофе считается во многих странах традиционно утренним напитком, основной наплыв посетителей кофейни отмечают во время бизнес-ланча, и вечером, с 18 до 22 часов. Это следует учитывать, планируя режим работы заведения.