Франчайзер и франчайзи

15.03.2021

Принцип, позволяющий компаниям не только сохранять наработанные объемы в период кризиса, но и успешно развиваться, был сформулирован давно… В сказке… Слова Черной Королевы из «Алисы в стране чудес» стали пророческими. «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться вперед, надо бежать в два раза быстрее», – написал Л. Кэролл. Ему вторят современные аналитики, успешные франчайзеры и т.д.

За последние годы понятие «франчайзинг» стало невероятно популярным в России. Эта система ведения бизнеса для многих предпринимателей является альтернативой началу собственного, рискованного проекта. Выгодная франшиза от всемирно известной сети – это то, что нужно для Вашего развития и процветания! – не уставали отмечать специалисты. Вот только понятие выгодная франшиза расшифровывалось отнюдь не всегда… В период финансового благополучия был огромный простор для экспериментов и творческих начинаний. За сравнительно короткое время на российский рынок вышли мировые лидеры в области салонного бизнеса, общественного питания, предоставления разного рода услуг и т.д. И население, конечно, заинтересовалось новыми магазинами одежды и аксессуаров, кофейнями и уютными кафе, спортивными центрами. Как показало исследование, проведенное экспертами франчайзингового агентства, более 20% франшиз, представленных на тот момент на рынке, были «дутыми». Отсюда и низкое качество товаров, и малая доходность для предпринимателя.
Мировой экономический кризис стал тем зеркалом, «в котором видно все». Исчезли с рынка дутые франшизы, отсеялись бесперспективные разработки, появились уникальные проекты. И понятие выгодная франшиза несколько конкретизировалось. Оказалось, «не все то золото, что блестит» и не все то мировой бренд, что носит его имя. И потребители, и бизнесмены стали избирательными, а некоторые из них теперь мастерски ориентируются в тонкостях франчайзинга!

На сегодняшний день существует несколько критериев, по которым выгодная франшиза выделяется из ряда остальных предложений. Во-первых, необходимо обращать внимание на срок окупаемости проекта. В 2009 году было проведено независимое исследование, направленное на выяснение механизмов взаимодействия между франчайзером и франчайзи. В соответствии с его результатами, бизнес-план любого масштаба окупался в промежутке от 1 до 2, а то и 3 лет. Обещанные 4 месяца – за редким исключением практически не реальный срок, – отмечают эксперты. С виду выгодная франшиза с быстрой окупаемостью – скорее всего «пустышка», на которую даже не стоит тратить время.

Читать также:  Лучшие франшизы ювелирных магазинов: обзор и анализ розничного бизнеса в России

Поведение компании в кризисный период – тоже своеобразный критерий отбора. Если руководство значительно ужесточает форму взаимодействия с франчайзи, сокращает ассортимент, «урезает» поставки и не выполняет свои «центральные функции» – это повод задуматься над тем, стоит ли начинать сотрудничество. Можно ли назвать такую франшизу выгодной? Даже если кризис сеть, что называется, «переживет»…

Как оказалось, выгодная франшиза – это еще и правильно выбранное направление развития. Рынок недвижимости, товары класса «люкс» в период кризиса остались практически невостребованными, хотя до его начала показывали положительную динамику. На сегодняшний день сферу услуг, общественного питания, салонный бизнес можно смело зачислять в лидеры продаж. Из-за столь резких изменений на рынке к выбору франшизы подходить нужно особенно внимательно. К счастью, за прошедшие годы был сделан значительный шаг вперед в «просвещении» предпринимателей относительно природы, возможностей и перспектив франчайзинга.

В России начали проводиться франчайзинговые выставки мирового уровня, на которых презентуются крупные проекты от лидеров отрасли, и семинары по обмену опытом между франчайзи разных стран. Выгодная франшиза стала доступней для предпринимателей! Теперь, посетив подобную встречу, они могут познакомиться со всеми особенностями деятельности выбранной компании, ее финансовыми отчетностями и т.д.

Если же Вы еще не определились с направлением работы, всегда есть возможность ознакомиться с каталогами франшиз от ведущих франчайзинговых агентств. Среди них – только проверенные, успешные бренды, имеющие «за плечами» длинную вереницу «побед». В скором времени станет доступным и принцип межгосударственного регулирования франчайзинга. 7 августа 2009 года в Стамбуле были подписаны учредительные документы Черноморской ассоциации франчайзинга, в которую вошли Турция, Болгария, Румыния, Украина, Азербайджан. Россия планирует присоединиться к соглашению. Теперь познакомиться со статистическими данными работы сетей в регионе, просмотреть онлайн-журнал активности не представляет особого труда. А выгодная франшиза перестает быть «случайным» удачным приобретением. Планируйте свой бизнес!