16.06.2021
На юридическом языке франшиза – это аренда торговой марки, договор об использовании бренда в коммерческих целях. За аренду принято платить. Оплата производится 1 раз и носит название паушального взноса.
Важно знать! Франшиза – это разрешенное за определенную плату копирование чужого успеха в условиях своего региона.
Под модным словом «франчайзинг» понимают форму делового сотрудничества, когда один бизнесмен продает идею и способы ее реализации другому бизнесмену. Продает не только технологию или торговую марку, но и комплекс мероприятий, которые приведут покупателя к результату. Продающего называют франчайзером, покупающего – франчайзи, а франшиза выступает как объект продажи.
Схема покупки бизнеса у франчайзи следующая:
- выбор интересующего направления
- переговоры с потенциальным франчайзером
- заключение письменного договора
- открытие собственного предприятия под чужой торговой маркой.
Франшиза не предполагает в обязательном порядке первоначального взноса – иногда франчайзер согласен на проценты с прибыли (роялти). Условия договора с различными брендами могут отличаться. Одни требуют маленький паушальный взнос, но высокие проценты, другие просят большой взнос, а проценты – символические. Иногда франчайзи предлагают серебряную франшизу. В этом случае продавец полностью берет на себя подготовку торговой точки – покупатель начинает работу в оборудованном «под ключ» месте.
Важно знать! Франчайзи ничего не придумывает сам. Всеми необходимыми материалами его обеспечивает франчайзер.
Рейтинг мировых франшиз
В топ мировых брендов предлагающих работу по схеме франчайзинга входят рестораны (McDonalds), элитные парикмахерские (Supercuts), отели (Hampton Hotels), клининговые компании (Servpro), ночные клубы (Pacha Group) и даже языковые школы. У рядового потребителя франшиза ассоциируется с заведениями быстрого питания – в списке лучших они встречаются наиболее часто. Это и знаменитый Subway, и пончики Dunkin’ Donuts, и американская Pizza Hut, и фаст-фуд Danny’s.
Значительная часть крупных российских предпринимателей, начинали с заключения договора франчайзинга с зарубежным партнером. Адаптировав чужой бизнес под российские реалии, они получали преимущественное право на ведение бизнеса в стране и сами становились франчайзерами (получали золотую франшизу).
В топ известных российских франчайзеров входит компания «Лукойл», сеть супермаркетов «Пятерочка», торговый бренд Zara, заведения быстрого питания «Крошка Картошка», магазины игрушек «БЕГЕМОТиК» – представлены самые разные сферы деятельности. Популярные франшизы – самые дорогие. Речь идет о миллионах рублей.
Преимущества франчайзинга
Кому франчайзинг принесет больше прибыли? Выгода здесь взаимная. При цивилизованном подходе выгода даже не двойная, а тройная:
- Население обеспечено товарами и услугами под маркой известного бренда, уже заслужившего репутацию. Риск покупки плохого товара у серьезной сети минимален.
- Бизнесмен, купивший франшизу, получает доход, документацию по ведению бизнеса и эффективные инструменты для его раскрутки, уже проверенные на практике.
- Франчайзер повышает свою известность, нарабатывает репутацию, привлекая в бизнес новых клиентов.
Чем удобно и выгодно приобретение франшизы
После приобретения франшизы покупатель (франчайзи) получает советы, консультации, пакет документов, готовый бизнес-план. С их помощью он запускает бизнес в короткие сроки. Продавец уже опробовал идею на практике. Он знает, какой вид рекламы работает, где заказывать товар, искать покупателей, какая площадь подходит для данного вида бизнеса, где лучше размещать торговую точку. Этими сведениями он делится с франчайзи – не бесплатно. Но важность этих сведений трудно переоценить.
Преимущества работы по франшизе:
- минимальный риск вложения денег
- быстрый старт
- пошаговая инструкция по организации бизнеса, подробный план от А до Я
- минимальные усилия для раскрутки
- помощь и контроль франчайзера.
Важно знать! Главная выгода работы по франшизе – минимизация риска. По статистике, среди предприятий, работающих в формате франчайзинга, закрываются не больше 15%.
Подводные камни и минусы работы по франшизе
Главный недостаток распространения франшизы – неприспособленность идеи к региональным условиям. Например, в столице работает сеть салонов красоты, но в глубинке элитные процедуры могут не вызвать спроса. А ведь солидному франчайзеру интересно не только продать франшизу, но и помочь ей адаптироваться в регионе – так он получит больше дохода.
Подвох не в самой идее франчайзинга (в разных странах она успешно работает), а в российском менталитете и несовершенстве законодательства. Часто франшизу воспринимают так: я плачу деньги и получаю право торговать одеждой со знаменитым лейблом, а дальше что хочу, то и делаю. Или так: я плачу деньги, и франчайзер мне все по полочкам раскладывает, запускает мой бизнес, а я получаю дивиденды. И первое, и второе представление ошибочно. Франшиза – это самостоятельный бизнес, но в условиях жесткого контроля организаторов. При невыполнении условий договор расторгается, деньги не возвращаются.
Важно! Франчайзер заинтересован в успехе бизнеса. Поэтому при продаже франшизы он будет придирчиво выбирать делового партнера.
Как минимизировать риски
- из возможных вариантов выбирать тот вид бизнеса, который действительно интересен и вдохновляет на работу
- получить максимум сведений о продавце франшизы, пообщаться с франчайзи, уже работающими по данному направлению
- усвоить минимальные теоретические знания об организации бизнеса, маркетинге, прочитать гражданский и налоговый кодексы РФ
- учитывать специфику региона
- подписывать договор после детального изучения предложенных условий (возможно с привлечением опытного юриста).
Важно знать! Франчайзер, по сути, ничем не рискует. Он получает деньги, и они не подлежат возврату. Если бизнес приносит убытки, это вина франчайзи.
В заключение
Подведем итоги. Бизнес – это риск. Но франшиза – цивилизованный риск, возможность запустить свое дело с минимальными потерями – сил, финансов и времени. Для начинающего предпринимателя – прекрасный способ научиться азам бизнеса, для опытного – наименее рискованная ниша для вложения средств.